Главная » Файлы » Мои файлы

Практико-значимый проект на тему « Моя любимая игрушка»
25.01.2016, 23:42

Название проекта: «Моя любимая игрушка»

Тема проекта: Игрушки.

Введение.

         Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.  Н.К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.   Менджерицкая Д.В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.   Как говорила известный психолог Урунтаева Г.А., что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Для этого педагогу надо знать, как использовать игрушку в качестве средства психолого-педагогической работы.

           Методическая разработка проекта «Моя любимая игрушка» ориентирована на реализацию федерального государственного стандарта  к основной общеобразовательной программе дошкольного образовательного  учреждения. Она раскрывает вопросы календарно-тематического планирования в проектной деятельности, построенной на интеграции разных видов деятельности дошкольника с учетом содержания и задач разных образовательных областей.  Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным и предполагает коренные изменения в образовательной деятельности детского сада на основе интеграции образовательных областей, получении целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.   Использование в практике работы с дошкольниками метода проектов позволяет органично сочетать в образовательном процессе разные образовательные области.

Календарно-тематическое планирование разных видов детской деятельности, объединенных одним проектом, позволяет правильно руководить процесса-

ми интеграции образовательных областей.

Проблема. Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы, - сетуют взрослые, и не только родители, но и педагоги. Такая озабоченность понятна: ребенок, который полноценно не играет в дошкольном возрасте, не сможет успешно учиться в школе. Если у ребенка до семи лет игру заменили занятия по школьному типу, он окажется несамостоятельным, неорганизованным, психологически незрелым на пороге школьного обучения. Что нужно современному ребенку, чтобы играть? Существует мнение: много иметь игрушек - вредно, ребенок их не ценит и с ними не играет. Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в его жизнь и что с ними происходит потом.

Актуальность:  Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Все дошкольники очень любят играть в игрушки, но не все знают как с ними играть, из чего они сделаны и не умеют бережно относиться к ним. Данный проект поможет детям научиться бережно обращаться с игрушками, узнать из чего они изготовлены, повысить речевую активность детей.                                              Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

     Игрушка – неизменный спутник ребенка, его друг, главное действующее лицо в его играх. Она побуждает у ребенка мысль, дает широкие возможности для проявления знаний об окружающей действительности. Вместе с тем игрушка воспринимается ребенком эстетически, она воспитывает чувства, что чрезвычайно важно. И даже тогда, когда она теряет свое игровое значение, у ребенка сохраняется к ней живое, эстетическое отношение.  Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Игрушка должна помогать  детям изучать окружающую конкретную действительность.

    Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Методический паспорт проекта.

Участники проекта: дети, родители воспитанников, учитель-логопед, воспитатели логопедических групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Автор проекта: учитель – логопед.

Возраст детей: 5-6 лет.

Вид проекта:  информационно-творческий, практико-ориентированный, игровой.

По количеству участников: групповой.

Тип проекта:  интегративный.

По продолжительности выполнения: краткосрочный.

Срок реализации: две недели.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, социализация, художественно-эстетическая  деятельность, музыка, безопасность.

Цель: активизировать  и обогатить словарь по теме, учить детей рассказывать  о своей любимой игрушке, описывая ее подробно и интересно; вызвать желание бережно относиться к игрушкам; расширять представления детей об окружающем мире, формировать умения использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.

Задачи:

  • побуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания;
  • познакомить детей с историей возникновения игрушки;
  • формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
  • обогащать представления детей о старинных игрушках в ходе экскурсий в мини-музеи  ДОУ «Тряпичной куклы» и «Деревянная игрушка»;
  • побуждать детей к совместной деятельности;
  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • развивать мышление и воображение;
  • развивать связную речь детей; учить рассказывать последовательно, выразительно;
  • формировать различные способы общения;
  • обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта на тему "Моя любимая игрушка";
  • учить детей внимательно слушать своих товарищей, не перебивать;
  • прививать любовь, бережное отношение к игрушкам, желание убирать их на место.
  • организовать сотрудничество с родителями  и сотрудниками ДОУ  в процессе реализации проекта.

Ожидаемый результат:

  • Обогащение и систематизация знаний детей о современных и старинных игрушках.
  • Повышение родительской компетентности по представленной теме проекта.
  • Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
  • Разработка методического и дидактического сопровождения по данному проекту.

Материально -техническое обеспечение:

  • игрушки;
  • алгоритм-схема описания игрушки;
  • иллюстрации, сюжетные картинки и серии картинок  на тему «Игрушки»;
  • дидактические игры, штриховки;
  • художественная литература;
  • маски для театральных инсценировок;
  • музыкальный центр, диск с музыкальными  произведениями;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентации: «История возникновения игрушек», «Чья тень?», «Поломанные игрушки»;
  • деревянные игрушки для росписи;
  • материал для изготовления кукол - пеленашек ;

Нормативно-правовое обеспечение:

  • Федеральный закон РФ от 29.12.12 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минобрнауки РФот 17.10.13 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
  • СанПин 2.4.1.3049-13
  • ООП МДОУ№ 31, н.е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева «От рождения до школы», 2014 год.

 

  • Устав МДОУ № 31 от 11.11.11 г.
  • Должностная инструкция учителя-логопеда
  • Программа развития МДОУ № 31 на 2013-2019 года.

Этапы работы:

1-й подготовительный:

Предварительная работа:

Подбор литературы,  разработка дидактических игр, музыкальных произведений, разработка конспектов занятий, планирование экскурсий в мини-музей, создание предметно-развивающей среды. Оформление информационных уголков для родителей.

Предварительная работа с детьми:

 Чтение художественной литературы, проведение занятий с детьми, беседы, заучивание стихотворений.

Предварительная работа с родителями:

Беседы-консультации с родителями о предстоящем проекте, о важности их активного участия, подбор вспомогательного материала для родителей. Родители с детьми составляют рассказ об одной любимой игрушке  ребенка и приносят её в группу. Родители воспитанников составляют рассказ о своей любимой игрушке детства.

Предварительная работа с педагогами и специалистами:

Распределение обязанностей между педагогами и специалистами.

 Инструктор по физической культуре: разучивание комплекса утренней гимнастики «Игрушки», проведение игр со спортивными игрушками.

Музыкальный руководитель: подбор музыкального репертуара, помощь в постановке  танцевальных  композиций, разучивание песен.

Педагог-психолог: проведение упражнений с элементами психогимнастики «Магазин игрушек», пластического этюда «Заводная игрушка».

Воспитатели: рисование, аппликация и лепка по теме «Моя любимая игрушка», помощь в разучивании стихотворений, создание предметно-развивающей среды в группе по данной теме, оформление мини-музея игрушки, проведение игр, загадывание загадок, проведение бесед и чтение художественной литературы по данной теме.

2-й основной :

Разделен на блоки (по видам деятельности).

Блок общей моторики:

- комплекс утренней гимнастики “Игрушки”;

- пластический этюд “Заводная игрушка”;

- упражнения с элементами психогимнастики «Магазин игрушек»;

- игры со спортивными игрушками

Информационный блок:

- просмотр презентации «История возникновения игрушек»

- рассказ о том, где и как делают игрушки;

- рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево);

- называть правила обращения с игрушками, сделанными из разных материалов.

- исследовать игрушки в натуральном виде;

- организовать выставку любимых игрушек детей.

Математический блок:

- счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь);

- ориентировка в пространстве “Найди игрушку”;

- игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”.

Книжный блок:

- чтение, рассказывание и инсценировка  стихов А. Барто “Игрушки”;

- чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”;

- заучивание и отгадывание загадок;

- чтение “Игрушкины частушки”;

Блок развития речи:

- игры «Поломанные игрушки» и «Угадай, чья тень?» (презентации)

- звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина;

- разгадывание ребусов по теме;

- обучение составлению описательного рассказа по плану о различных игрушках.

- составление рассказа “Любимая игрушка”.

- разыгрывание театрализованных сценок.

- проведение дидактических игр:

Беседы с детьми на темы: «Как нужно относиться к игрушкам»; «В какие игры любишь играть дома»;

Блок развития мелкой моторики:

- вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки).

-штриховка «Игрушки».

- изготовление куколок пеленашек.

- пальчиковая гимнастика:

Блок искусства:

- экскурсии по музеям ДОУ: «Тряпичная кукла» и «Деревянная игрушка»

- рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек);

- рассказать о народных умельцах;

- нарисовать любимую игрушку, недостающую деталь у игрушки.

- роспись игрушек из дерева

- аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой).

Блок музыки:

- логоритмические упражнения «В игрушки превратись»;

- музыкально-дидактическая игра “Пищалки”;

- песни «Любимая игрушка» (муз. Н. Разуваевой), «Песня игрушек», «Мяч», «Кукла Катя» (И. Галимова, В. Воложанин).

- танцы «Оловянный солдатик», «Мишка с куклой», «Полька с игрушкой», «Мы веселые матрешки»

Блок игры:

- сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”;

- дидактическая игры: “Назови игрушку”, «Из чего сделана игрушка»,

«Чего не стало»,  «Почини игрушку»,  «Найди лишний предмет», «Назови ласково», «Один-много», «Жадина»,

«Назови действие» (например: куклу можно одевать, раздевать, купать, укладывать спать и т. д.)

3-й обобщающий (заключительный) :

  • Совместное мероприятие родителей с детьми – «Игрушка моего детства». Где родители рассказывали о своей любимой игрушке детям, приносили фотографии или рисунок этой игрушки;
  • Конкурс рисунков «Моя любимая игрушка»;
  • Рассказ ребенка «Моя любимая игрушка»;
  • Мастер класс для детей средней группы  «Кукла-пеленашка»;
  • Выставка  игрушек «Моя любимая игрушка»;
  • Досуг «День игрушки»;
  • Мини-музей игрушек из дерева;
  • Оформление альбома «Моя любимая игрушка».

Выводы.

      Работа над проектом способствовала сплочению детско-взрослого коллектива группы. Дети стали проявлять интерес к сочинению загадок,  познакомились с народными промыслами, элементами росписи, получили понятие о красоте народной игрушки, приобрели навыки активного общения в процессе общего дела — создании коллекции мини-музея, научились связно рассказывать о своей любимой игрушке.

    Родители стали принимать более активное участие в педагогическом процессе. Опыт работы показал, что многие родители с большим интересом участвуют в различных проектах и открывают для себя много нового, меняют после этого характер взаимодействия со своими детьми. Родители с большим энтузиазмом рассказывали о своей любимой игрушке детства, а дети с интересом слушали эти рассказы.

Педагоги получили опыт интеграции, сотрудничества с родителями и коллегами-специалистами.

     Таким образом, проектная деятельность в настоящее время является очень эффективной и перспективной формой дошкольного образования: она может быть реализована в рамках любой образовательной программы, как основной, так и парциальной. Проектная деятельность позволяет педагогу поддержать детскую инициативу и самостоятельность ребенка, актуализировать его опыт, выстроить отношения «взрослый — ребенок» на партнерской основе; помогает детскому саду организовать сотрудничество с семьей и с социумом, а также выстраивать работу с детьми и семьей на основе интеграции и детской деятельности.

     Предложенный современный подход к планированию проектной деятельности дошкольников позволяет реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ через разные виды детской деятельности, соблюдая принцип интеграции образовательных областей.

    Игрушки – одно из самых ранних и светлых воспоминаний детства. И  очень важно: чтобы игрушка не случайно появилась в жизни ребенка, чтобы ей было дано имя и определен ее характер в соответствии с образом персонажа, чтобы каждая игрушка нашла себе место в сообществе других игрушек, чтобы ребенок не просто с ними играл, а проживал значимые события своей жизни: смотрел мультики, укладывал на сон, брал на прогулку, пусть игрушки, ребенок и родители будут одной дружной семьей.

Игрушка всегда была спутником человека. Ее любят все: и дети и взрослые. Для детей она забава, взрослым она доставляет радость, перенося в мир детства.    Этот проект  позволил и детям и взрослым по – другому, взглянуть на свою любимую игрушку.                                                         

      

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Lubasha
Просмотров: 1237 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar