Главная » Статьи » Для коллег

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

 

Цель доклада состоит не просто в просвещении педагогов, а в привлечении педагогов к самому активному участию в деле выявления и преодоления нарушений речи у детей. Так как более 50% детей в детском учреждении имеют дефекты в речевом развитии.

Педагогам необходимо быть грамотными в этих вопросах и отчетливо представлять себе следующее:

-                         в каком возрасте, и в какой последовательности нормально развивающийся ребенок усваивает звуки речи;

-                         в чем проявляются отклонения от нормы при овладении ребенком звукопроизношением;

-                         какие причины могут приводить к таким отклонениям;

-                         в чем должна состоять активная и вполне конкретная помощь со стороны педагогов в процессе логопедической работы с детьми.

Педагоги могут сами выявить у детей дефекты в речевом развитии и под руководством логопеда оказать им помощь. Такая помощь значительно сокращает сроки логопедической работы и повышает её общую эффективность.

Становление звукопроизношения у детей происходит в основном в возрасте от года до 5 - 6 лет. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажая их звуковой и слоговой состав, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов всё более и более уточняется, постепенно приближаясь к норме.

В первые годы жизни из-за незрелости речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. (А, О, Э, П, Б, М) Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особо тонких движений губ и языка. (И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, Й) (1 - 3 года).

Более сложные по артикуляции согласные звуки (свистящие, шипящие) появляются в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствовали в речи детей, или заменялись более простыми по артикуляции звуками. Наиболее артикуляторно сложные звуки (Р, JI) у большинства детей появляются в период от 5 до 6 лет.

Таким образом, задержка в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Основные признаки нормального становления звукопроизношения. которые не должны вызывать тревоги.

1.      Во-первых, некоторые звуки в этот период могут полностью отсутствовать в речи ребенка, (ука - рука)

2.      Во-вторых, каждый сложный по артикуляции звук усваивается ребенком как бы в несколько этапов.(Ш - сначала заменяет на ТЬ, на СЬ и на С; С - ТЬ, СЬ; Ц - ТЬ, СЬ; Л - Й, ЛЬ; Р - Й, ЛЬ, Л)

3.      В-третьих, даже и после овладения правильным произношением звука ребёнка в течение некоторого времени неустойчиво использует его в своей речи (ШАПКА - САПКА)

Такое несовершенное состояние звукопроизношения до определенного возраста(5 - 6 л.) свойственно всем детям, поэтому оно получило название «возрастного косноязычия». Это вполне нормальный этап становления звуков речи, связанный с недостаточной зрелостью речевого аппарата ребенка и не имеющий никакого отношения к патологии.

Но существование периода «возрастного косноязычия» часто усыпляет бдительность родителей, педагогов... Они полагают, что до достижения ребенком 5-6 лет о правильности его звукопроизношения беспокоиться преждевременно. Так ли это? Как определить грань между возрастной нормой и патологией?             В основе «возрастного косноязычия» лежит чисто функциональная незрелость речевого аппарата и как только его речевой аппарат «дозреет», ребенок самостоятельно, без помощи специалистов овладеет правильным произношением всех звуков.

При косноязычии звуки либо отсутствуют, либо устойчиво заменяются другими правильно произносимыми звуками, либо смешиваются. Искаженного же звучания звука (картавое Р, межзубное С) здесь никогда не наблюдается.

Характерным признаком «возрастного косноязычия» является то, что оно никогда не задерживается после 5-6 лет. Если же такая задержка произошла, то в этом случае «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным» и переходит в разряд патологии. Дети обычно уже начинают осознавать свой дефект, появляются неприятные переживания.

К трем годам ребенок часто задает вопросы, пользуется двух-, трехсловными предложениями, договаривает звуки, слоги, слова при чтении, словарный запас 1000 - 1500 слов, понимает значение простых предлогов и множественного числа, знает время суток, называет два цвета. Может быть смягчение звуков.

К четырем годам начинает употреблять сложные предложения, говорит предложениями из 4-5 слов, выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения, правильно употребляет глаголы в прошедшем времени, правильно произносит звуки «п», «б», «т», «д», «ф», «в», «к», «г», «х», «с», «з», «ц», «м», «н».

К пяти годам ребенок обладает словарным запасом около 3000 слов, знает свой адрес, пользуется предложениями из 5 - 6 слов, умеет пересказывать, правильно произносит практически все звуки, определяет право - лево у себя, знает простые антонимы, пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем, считает до 10, знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

К шести годам ребенок обладает словарем около 4000 слов, практически все звуки родного языка произносит правильно, умеет рассказывать и пересказывать, помнит и может описать прошедшие события, пользуется сложными предложениями, употребляет все части речи, использует абстрактные и отвлеченные понятия, рисует, заштриховывает, обводит, хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги, различает и дифференцирует звуки речи.

Возраст ребенка (в годах)

1-2

2-3

3-5

5-6

Усваиваемые

А О Э

ИЫУ

С З Ц 

Л

звуки

ПБМ

ФВТ дн

кгхй

Ш Ж Ч Щ 

Р

 

 

Однако и в возрасте до 5-6 лет наряду с «возрастным косноязычием» у детей нередко имеют место и патологические формы нарушения звукопроизношения вызванные патологическими причинами и как бы «накладываются» на «возрастное косноязычие». Это выражается в том, что при имеющихся у ребенка звуковых заменах, характерных для «возрастного косноязычия», употребляемые им звуки-заменители звучат искаженно. Например, заменяя в слове Шапка звук Ш на С, ребенок произносит этот звук межзубно или с боковым оттенком, что совершенно нехарактерно для нормы. В подобных случаях нельзя рассчитывать на то, что звукопроизношение может нормализоваться с возрастом. Этого не произойдет.

Ведущую роль в овладении ребенком правильным звукопроизношением играет слух, (реагирует на просьбы взрослого не с первого раза, часто переспрашивает, внимательно всматривается в лицо говорящего, недоговаривание окончаний слов, длительное неусвоение предлогов, грубое искажение структуры слов). Различение всех звуков речи на слух доступно ребенку уже с двухлетнего возраста, что и позволяет ему пытаться подражать этим звукам. Очень важно давать ребенку правильный образец для подражания.

Причины, вызывающие дефекты звукопроизношения: снижение слуха, нарушение слуховой дифференциации звуков речи, нарушение анатомического строения артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность артикуляторных органов, неправильная речь окружающих («двуязычие», сюсюканье), недостаточное их внимание к его речи.

При недостаточной подвижности артикуляторных органов может наблюдаться следующее:

-               невозможность вытянуть губы вперед «хоботком»;

-               асимметричность улыбки при растягивании губ в стороны;

-               невозможность распластать язык во рту, сделать его широким;

-               уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта;

-               непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании языка изо рта;

-               невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней;

-               невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта;

- невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык - наблюдается его дрожание, подергивание и др.

Основные виды дефектного звукопроизношения:

1.             Полное отсутствие звука.

2.             Устойчивая замена одного звука речи другим.

3.             Смешение в речи двух правильно произносимых звуков.

4.             Искаженное произношение звука.( ребенок звук «р» произносит как француз, звуки «с», «з», «ц», как англичанин, между зубами, при произнесении звуков «ш», «ж» немного раздуваются щеки и т. д.).

Смягчение звуков или преобладают твердые звуки, оглушение звуков.

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как лишь один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства. (ОНР) Это бедный запас слов, неправильное построение фраз, аграматизмы.

Это можно проверить, попросив ребенка составить рассказ по картинке.

Взрослые привыкают к речи ребенка и поэтому могут не замечать недостатков произношения им некоторых звуков. Чтобы выявить, какие звуки ребенок произносит неправильно, нужно послушать, как он читает стихи, пересказывает сказку или рассказ.

Выявление неправильно произносимых звуков: ребенок самостоятельно называет картинки, в названиях картинок содержатся все наиболее сложные по артикуляции звуки (свистящие, шипящие, Р, Л, Й). каждый из звуков находится в трех положениях в слове - в начале, в середине, в конце ( кроме 3 и Ж). В названии каждой картинки содержится лишь один «трудный» звук.

При выявлении у ребенка любого возраста отмеченных затруднений в движениях губ и языка следует обратиться за консультацией к логопеду, невропатологу, поскольку связанные с этим нарушения в произношении звуков не пройдут «с возрастом», а потребует специальной логопедической помощи, которая должна быть оказана в возможно более ранние сроки.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Категория: Для коллег | Добавил: Lubasha (25.01.2016)
Просмотров: 516 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar