Главная » Статьи » Для коллег

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Путешествие в Цирк».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида МДОУ № 31

 

 

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему:

 

«Путешествие в Цирк».

Выполнила: Лучкина Л.С. (учитель-логопед)

 

10.02.16 г.

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему:

«Путешествие в Цирк».

Лексическая тема: Цирк, цирковые профессии.

Цель: Автоматизация  звука [Р] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Коррекционно –образовательные:

- обобщать и систематизировать знания детей по лексической теме «Цирк»;

-   продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий;

- закреплять навыки образования женского рода имен существительных от существительных мужского рода;

-   закреплять  умение определять наличие и место звука [р] в словах;

-   закреплять  навыки образования существительных с уменьшительно - ласкательными  суффиксами;                                                                                  - обучать умению составлять предложения по сюжетным картинкам и  отвечать на вопросы полным предложением;

Коррекционно-развивающие:

- совершенствовать умение координировать речь и движения;

- развивать мыслительную деятельность;

- развивать общую, мелкую  и  артикуляционную моторику,  мимику, голос.

- развивать речевое дыхание;

- совершенствовать фонематический слух;

- развивать навык звукового и слогового  анализа;

- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, воображение;

Коррекционно-воспитательая:

- воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга,  формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать самоконтроль за речью.

Оборудование:

-воздушные шары по количеству детей, «Письмо» от артистов цирка;

 - мультимедийная презентация «Цирк», ноутбук;

 - магнитофон;

- костюм фокусницы (цилиндр, плащ, перчатки, волшебная палочка);

- запись релаксационной музыки, и музыки на тему «Весёлый Цирк»;

 - картинки для артикуляционной гимнастики; 

- предметные картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова;  схемы слов, три корзинки;

  -  магнитная доска, предметные картинки с изображениями животных;

 - волшебная коробка с предметами со звуком [р] большого и маленького размера;

- мяч. 

Предварительная работа:

  • беседа о цирке;
  • разучивание стихотворения «Веселый цирк» с применением биоэнергопластики и стихотворения «Цирк – шапито».                        

Ход занятия:

I. Вводная часть. ( дети под музыку входят в зал и встают полукругом)

Эмоциональный настрой

1.Сюрпризный момент:

Логопед:  Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь. /Здравствуйте !/

Логопед:  Обратите внимание, как много здесь воздушных шариков. Они яркие, красивые.  Посмотрите, один шарик взлетел вверх,  этот шарик не простой –

На ниточке  у него письмо

Интересно от кого?

Нет здесь адреса на нем?

Давайте  посмотрим, что же в нем?

Логопед открывает письмо:

Артисты  цирка приглашают,

Видеть нас, с вами  желают!

Будет скоро представление,

Нам с вами на удивление!

Логопед:   Ну что, отправимся на представление  в цирк? /да/  Вспомним названия цирковых артистов, сами станем участниками циркового представления, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р].

II.Основная часть.  Беседа о цирке.

Логопед: - Что такое цирк? /ответы детей/  -Чем в цирке занимаются артисты? -Как называется сцена, где выступают артисты цирка? -А какой она формы? А как по - другому называют арену цирка? /манеж/

В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт?   - Какой бывает цирк?

Логопед: - Давайте расскажем и покажем, что мы еще знаем о цирке.

 

Цирк-шапито

 Это сказочный сверкающий шатёр. ( показывают круг руками).

А в центре шатра расстелен  ковер, ( присаживаются, имитируют как расстилают ковёр).

Мимо пройти не захочет никто, (встают, показывают отрицательный жест рукой).

Все приглашаются в цирк-шапито. (показывают пригласительный жест руками)

Это пестрые летящие мячи, (имитация движений руками)
Это гнущие подковы силачи. (имитация движений руками)

Это смелые под куполом прыжки, (прыжки)

Это громкие и звонкие хлопки.   (хлопки руками)

Это лошадки танцующие  вприсядку, (ставят руки на пояс, приседают).

И  собачки решающие  задачку. (пальцы у висков, изображают мыслительную деятельность).

Всем здесь весело, всем интересно. (разводя руки, полуповорачиваются вправо-влево).

Занимайте, пожалуйста, место. (показывают на стульчики).

Логопед: Вижу, что вы много знаете о цирке и, наверное, быстро отгадаете мою загадку, и  узнаете, в кого из цирковых артистов я сейчас превращусь:

Вот человек на арене стоит,

Всех людей он вмиг удивит.

Может он кролика из цилиндра достать,

А еще может он шпаги глотать. (Фокусник.)

Логопед: - Верно, это фокусник. А как мы назовем женщину, работающую по этой профессии? (фокусница). Итак, я превращаюсь в фокусницу (логопед надевает атрибуты фокусницы: цилиндр, перчатки, плащ).(звучит музыка превращения)

Логопед: - Теперь пора отправляться в путь! А  на чём же мы можем  добраться до цирка? (ответы детей)

Логопед: - Верно, на этом транспорте мы доедем до цирка, но так как я сегодня настоящая фокусница, то и транспорт я вам предложу необычный. Мы полетим до цирка на волшебном ковре самолёте.

Аутотренинг.   Развитие речевого дыхания.  

Логопед: - Приглашаю вас всех занять места на ковре-самолете. Закройте глаза. Начинается полет.  (Звучит музыка.)

Ковёр поднимает нас всё выше и выше, мы пролетаем над домами,  детскими садами и площадками,  воздух становится прохладным и свежим. Давай подышим этим воздухом.

Положите руку на живот: вдох – наш животик надувается, как воздушный шар, выдох – шарик сдувается. Еще раз медленно: вдох – выдох. Наконец, ковёр-самолёт стал снижаться и вот мы уже на земле.

Открываем глаза. Посмотрите мы уже в цирке  (на экране  появилась арена). (музыка «Цирк»)

Развитие мимики.

Логопед: - Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Давайте их изобразим. ( они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста).

Развитие артикуляционной моторики. (дети под музыку встают у своих стульчиков)

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.  Логопед: Ну вот мы и в цирке,  посмотрите, кто же нас здесь встречает?

Логопед: - Что за хохот? Что за крик? 

                Обезьянка показала  язык. 
               Очень редко языки 
              Так бывают велики!

Логопед: - Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка, и сейчас он будет выполнять разные упражнения, а помогать ему будут наши руки.

1. Цирк по улице идет,

    Все стоят  разинув рот! («Бегемот»)

2.Цирковое представленье

    Нам повысит настроенье!(«Лягушка»)

3. Хоботок слоненок тянет,

   Он вот-вот банан достанет.(«Слоник»)

4. А спортсменка-акробатка

   Ловко  скачет на лошадке. («Лошадка»)

5.Мишка едет по канату!

   Он получит мед в награду!  («Вкусное варенье»)

6. На качели гимнасты сели,

   Вверх под купол полетели.   («Качели»).

7. Выполнив удачный трюк,

    Радостно поёт индюк.  («Индюк»)

8.В стороне Жонглер стоит

  И бросает шарики.   («Футбол»)

9.  А  клоун всех нас  рассмешит,

    Ведь он шалит как маленький.  («Чистим верхние зубки»)

10. В цирке очень весело

     Похлопаем  все вместе мы. («Дятел»)

Развитие словаря и фонематического слуха. (дети садятся на стульчики)

Логопед: - Пока не началось представление, я хочу предложить вам вспомнить цирковые профессии. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.

- Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи).

- Мячи искусно ловит он – этот циркач зовётся (жонглёр).

- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник)

- Трюки показать нам рад, кто же это (акробат)

- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!

Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун)

- Палочкой помашет – тигры пляшут. 
Нахмурит лицо – тигр прыгнет в кольцо. 
Он что,  повелитель? Нет, это... (укротитель)

- Летает, но не птица. Высоты не боится.
Под куполом вращается, на землю возвращается (воздушный гимнаст)

-Назовите цирковых артистов со звуком [р]. (жонглёр, акробат, укротитель).

Закрепление изолированного звука [р], автоматизация звука [р] в слогах. Упражнение «Эхо». (звучит музыка)

Логопед: — Представление начинается. Посмотрите  на арене цирка дрессированный попугай! Он может копировать многих животных.

 Ну-ка  не зевайте за попугаем эхом повторяйте.

Попугай: - Рррррррррр .

Логопед: - Как вы думаете, какое животное  могло произносить этот звук?

( тигр, тигренок, лев…). А что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим этот звук? Какой это звук? Молодцы, а теперь продолжим.

Попугай:  РА – ра – ра                            БРЫ – бры – бры!

                 ру -  РУ –– ру                             ор-ор, ор-ор-ор

                 ры – ры - РЫ                    ар-ар-ар, ар-ар

                              ГРУ – гру – ГРУ ?

Логопед: - Молодцы ребята, у вас это хорошо получается!

Автоматизация звука [р] в словах.  Развитие звукового анализа.

Логопед:— А представление в это время продолжается. Перед нами выступают умные собачки. Они по команде перекладывают разноцветные мячи в три  корзинки. Командой для них служит картинка. Первая корзинка для  картинок, где звук Р в начале слова, вторая — для картинок, где звук Р – в середине, а в третью – звук Р в конце слова. Давайте  мы им поможем.
(Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает картинки в нужную корзинку).

Развитие слогового анализа.  Игра «Акробатическая пирамида».

Логопед: - Аты-баты, аты-баты – выступают акробаты (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой). Этот номер называется акробатическая пирамида.

  Логопед: - А мы с вами сейчас поможем  зверятам – акробатам  построить пирамиду, только она будет не совсем обычная, слоговая.  Внизу 4 места, значит,  здесь будут стоять звери, названия которых из 4х слогов (черепаха, обезьяна, антилопа, гиппопотам). Выше  3 места, значит здесь будут звери, названия которых из 3 слогов и т.д. (дикобраз, носорог, крокодил). Ещё выше 2  места (жираф, зебра ), 1 (рысь). (Дети стоят перед доской,  подходят по очереди, выбирают и прикрепляют по  одной картинке).

Музыкальная физкультминутка   «Антракт».    ( дети стоят в кругу)

Логопед: - А сейчас я объявляю антракт.

( дети под музыку выполняют комплекс логоритмической гимнастики).

«Веселый цирк»

В веселом цирке мы  в гостях. 
Жонглер бросает шарики.

 

И клоун зрителей смешит,

 

Смешит больших и маленьких.

 

Вот на канате акробат 
Раскинул руки в стороны.

 

Силач старается поднять 
Стальные гири новые.

 

Наездники на лошадях 
По кругу мчатся весело.

 

А мы мороженое едим

 

И хлопаем под песенку. (дети выполняют движения согласно тексту и садятся на стульчики).

 

 

 

Развитие навыков словообразования.  Игра «Назови ласково».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед: - Представление продолжается. Когда фокусница на арену выходит, то разные чудеса происходят.

Логопед: -Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие предметы в маленькие превращать:

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем превращать

Дружно мы руками хлопнем - раз, два, три

И ногами бойко топнем - раз, два, три

По коробке постучим - раз, два, три

Что в коробке поглядим!

(карандаш - карандашик,  паровоз – паровозик, груша-грушка,  ракушка – ракушечка, крокодил – крокодильчик, корова – коровка,  зебра – зеброчка и т.д .)

Игра “Жонглеры”

Номер с превращением слов и жонглированием мячей.

Логопед: - -Сейчас на арену выйдет жонглер, и будет мячами жонглировать он.  -Ребята, давайте поможем жонглеру, ведь жонглировать мячами очень трудно. Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч.

Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук  [р]. Слова: Мак – рак, нога - , кот - , мука - , хобот - , забота - , танец - , мычать - , поза - , Тома - , пугать - .

Автоматизация звука [р] в предложениях.  Игра «Бывает, не бывает»:

Логопед: На арену цирка выходит клоун. Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка). Клоун смешит в цирке детей, вот и вас  он тоже хочет рассмешить. Послушай, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки.

 – Прыжок совершил леопарда.

 – Сахар ест мартышку.

 – Коробка сидит в кобре.

 – Обруч прыгает через тигра.

 –Шары несут клоуна.

 – Шар надувает  Рому.

 - Мяч играет с носорогом.

-  Торт несет жирафа.

- Морковь грызёт  кролика.

- Лесенка идет по барсуку.

- Рубашка стирает енота.

(Ребенок исправляет деформированные предложения, выделяя в словах звук [р]).

Составление предложений по сюжетным картинкам.

 Логопед: - Заключительный  номер программы – дрессированные звери. Посмотрим, чему же научил зверей дрессировщик Роман.

(Показ слайдов, составление предложений)

- Что делает  медведь? (Медведь крутит обруч.)

- Чему научил Роман  медведя? (Роман  научил медведя крутить обруч.)

- Что делает мартышка? (Мартышка идёт по канату.)

- Чему научил Роман мартышку? (Роман  научил мартышку  ходить по канату.)

- Где спрятался кролик? (Кролик спрятался в шляпе.)

- Чему научил Роман кролика? (Роман  научил кролика прятаться в шляпе.)

- Что делает дикобраз? (Дикобраз взбирается по лесенке).

- Чему научил Роман  дикобраза? (Роман  научил дикобраза взбираться по лесенке.)

- Что делает тигр? (Тигр прыгает через обруч).

- Чему научил Роман  тигра? (Роман  научил тигра прыгать через обруч.)

- Что делает носорог? (Носорог  бросает (крутит) мяч).

- Чему научил Роман носорога? (Роман  научил носорога  бросать мяч).

- На чем катается попугай? (Попугай катается на роликах).

- Чему научил Роман попугая? (Роман научил попугая  кататься на роликах.)

Прощание с цирком.

Логопед:- Представление окончено,

Пора прощаться нам,

Давайте все похлопаем

Веселым циркачам.   (Аплодисменты.)

Логопед:- Ой, чуть не забыла!

Внимание, смотрите!

Самый главный фокус не пропустите!

Шарики висели,

Теперь они слетели.

Девочки и мальчики

Взяли в руки шарики,

Улыбнулись: «И – и – и»,

Друг на друга поглядели

И все разом полетели.

(Звучит музыка и дети по кругу «летят» на шариках.)

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

Логопед: - Ну, вот мы и оказались в детском саду. Понравилось вам в цирке? Какими цирковыми артистами вы хотели бы стать?

-Каких животных хотели бы дрессировать?  (дети под музыку уходят из зала).

- Какой звук помогал нам выступать с цирковыми артистами?

 - Молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться в свою группу.

 

Категория: Для коллег | Добавил: Lubasha (19.08.2016)
Просмотров: 4560 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar