Главная » Статьи » Для коллег |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида МДОУ № 31
Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему:
«Путешествие в Цирк». Выполнила: Лучкина Л.С. (учитель-логопед)
10.02.16 г. Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе на тему: «Путешествие в Цирк». Лексическая тема: Цирк, цирковые профессии. Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Задачи: Коррекционно –образовательные: - обобщать и систематизировать знания детей по лексической теме «Цирк»; - продолжать учить образовывать существительные, обозначающие название профессий; - закреплять навыки образования женского рода имен существительных от существительных мужского рода; - закреплять умение определять наличие и место звука [р] в словах; - закреплять навыки образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; - обучать умению составлять предложения по сюжетным картинкам и отвечать на вопросы полным предложением; Коррекционно-развивающие: - совершенствовать умение координировать речь и движения; - развивать мыслительную деятельность; - развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, голос. - развивать речевое дыхание; - совершенствовать фонематический слух; - развивать навык звукового и слогового анализа; - развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, воображение; Коррекционно-воспитательая: - воспитывать интерес к логопедическим занятиям. - воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии; - воспитывать самоконтроль за речью. Оборудование: -воздушные шары по количеству детей, «Письмо» от артистов цирка; - мультимедийная презентация «Цирк», ноутбук; - магнитофон; - костюм фокусницы (цилиндр, плащ, перчатки, волшебная палочка); - запись релаксационной музыки, и музыки на тему «Весёлый Цирк»; - картинки для артикуляционной гимнастики; - предметные картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова; схемы слов, три корзинки; - магнитная доска, предметные картинки с изображениями животных; - волшебная коробка с предметами со звуком [р] большого и маленького размера; - мяч. Предварительная работа:
Ход занятия: I. Вводная часть. ( дети под музыку входят в зал и встают полукругом) Эмоциональный настрой 1.Сюрпризный момент: Логопед: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, поздоровайтесь. /Здравствуйте !/ Логопед: Обратите внимание, как много здесь воздушных шариков. Они яркие, красивые. Посмотрите, один шарик взлетел вверх, этот шарик не простой – На ниточке у него письмо Интересно от кого? Нет здесь адреса на нем? Давайте посмотрим, что же в нем? Логопед открывает письмо: Артисты цирка приглашают, Видеть нас, с вами желают! Будет скоро представление, Нам с вами на удивление! Логопед: Ну что, отправимся на представление в цирк? /да/ Вспомним названия цирковых артистов, сами станем участниками циркового представления, но при этом постоянно будем следить за правильным и чётким произношением звука [р]. II.Основная часть. Беседа о цирке. Логопед: - Что такое цирк? /ответы детей/ -Чем в цирке занимаются артисты? -Как называется сцена, где выступают артисты цирка? -А какой она формы? А как по - другому называют арену цирка? /манеж/ В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? - Какой бывает цирк? Логопед: - Давайте расскажем и покажем, что мы еще знаем о цирке.
Цирк-шапито Это сказочный сверкающий шатёр. ( показывают круг руками). А в центре шатра расстелен ковер, ( присаживаются, имитируют как расстилают ковёр). Мимо пройти не захочет никто, (встают, показывают отрицательный жест рукой). Все приглашаются в цирк-шапито. (показывают пригласительный жест руками) Это пестрые летящие мячи, (имитация движений руками) Это смелые под куполом прыжки, (прыжки) Это громкие и звонкие хлопки. (хлопки руками) Это лошадки танцующие вприсядку, (ставят руки на пояс, приседают). И собачки решающие задачку. (пальцы у висков, изображают мыслительную деятельность). Всем здесь весело, всем интересно. (разводя руки, полуповорачиваются вправо-влево). Занимайте, пожалуйста, место. (показывают на стульчики). Логопед: Вижу, что вы много знаете о цирке и, наверное, быстро отгадаете мою загадку, и узнаете, в кого из цирковых артистов я сейчас превращусь: Вот человек на арене стоит, Всех людей он вмиг удивит. Может он кролика из цилиндра достать, А еще может он шпаги глотать. (Фокусник.) Логопед: - Верно, это фокусник. А как мы назовем женщину, работающую по этой профессии? (фокусница). Итак, я превращаюсь в фокусницу (логопед надевает атрибуты фокусницы: цилиндр, перчатки, плащ).(звучит музыка превращения) Логопед: - Теперь пора отправляться в путь! А на чём же мы можем добраться до цирка? (ответы детей) Логопед: - Верно, на этом транспорте мы доедем до цирка, но так как я сегодня настоящая фокусница, то и транспорт я вам предложу необычный. Мы полетим до цирка на волшебном ковре самолёте. Аутотренинг. Развитие речевого дыхания. Логопед: - Приглашаю вас всех занять места на ковре-самолете. Закройте глаза. Начинается полет. (Звучит музыка.) Ковёр поднимает нас всё выше и выше, мы пролетаем над домами, детскими садами и площадками, воздух становится прохладным и свежим. Давай подышим этим воздухом. Положите руку на живот: вдох – наш животик надувается, как воздушный шар, выдох – шарик сдувается. Еще раз медленно: вдох – выдох. Наконец, ковёр-самолёт стал снижаться и вот мы уже на земле. Открываем глаза. Посмотрите мы уже в цирке (на экране появилась арена). (музыка «Цирк») Развитие мимики. Логопед: - Цирк – это мир улыбок, сказок, детства и добра. В цирке зрители испытывают много эмоций. Давайте их изобразим. ( они смеются, удивляются, иногда грустят и даже сердятся, но чаще всего зрители радуются и мечтают хоть немного попробовать себя в роли циркового артиста). Развитие артикуляционной моторики. (дети под музыку встают у своих стульчиков) Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Логопед: Ну вот мы и в цирке, посмотрите, кто же нас здесь встречает? Логопед: - Что за хохот? Что за крик? Обезьянка показала язык. Логопед: - Давайте представим, что наш язычок стал артистом цирка, и сейчас он будет выполнять разные упражнения, а помогать ему будут наши руки. 1. Цирк по улице идет, Все стоят разинув рот! («Бегемот») 2.Цирковое представленье Нам повысит настроенье!(«Лягушка») 3. Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет.(«Слоник») 4. А спортсменка-акробатка Ловко скачет на лошадке. («Лошадка») 5.Мишка едет по канату! Он получит мед в награду! («Вкусное варенье») 6. На качели гимнасты сели, Вверх под купол полетели. («Качели»). 7. Выполнив удачный трюк, Радостно поёт индюк. («Индюк») 8.В стороне Жонглер стоит И бросает шарики. («Футбол») 9. А клоун всех нас рассмешит, Ведь он шалит как маленький. («Чистим верхние зубки») 10. В цирке очень весело Похлопаем все вместе мы. («Дятел») Развитие словаря и фонематического слуха. (дети садятся на стульчики) Логопед: - Пока не началось представление, я хочу предложить вам вспомнить цирковые профессии. Отгадайте, о каком артисте идёт речь. - Подковы гнут, как калачи цирковые (силачи). - Мячи искусно ловит он – этот циркач зовётся (жонглёр). - Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это (фокусник) - Трюки показать нам рад, кто же это (акробат) - Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит! Нос огромный нарисован, ну, конечно, это (клоун) - Палочкой помашет – тигры пляшут. - Летает, но не птица. Высоты не боится. -Назовите цирковых артистов со звуком [р]. (жонглёр, акробат, укротитель). Закрепление изолированного звука [р], автоматизация звука [р] в слогах. Упражнение «Эхо». (звучит музыка) Логопед: — Представление начинается. Посмотрите на арене цирка дрессированный попугай! Он может копировать многих животных. Ну-ка не зевайте за попугаем эхом повторяйте. Попугай: - Рррррррррр . Логопед: - Как вы думаете, какое животное могло произносить этот звук? ( тигр, тигренок, лев…). А что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим этот звук? Какой это звук? Молодцы, а теперь продолжим. Попугай: РА – ра – ра БРЫ – бры – бры! ру - РУ –– ру ор-ор, ор-ор-ор ры – ры - РЫ ар-ар-ар, ар-ар ГРУ – гру – ГРУ ? Логопед: - Молодцы ребята, у вас это хорошо получается! Автоматизация звука [р] в словах. Развитие звукового анализа. Логопед:— А представление в это время продолжается. Перед нами выступают умные собачки. Они по команде перекладывают разноцветные мячи в три корзинки. Командой для них служит картинка. Первая корзинка для картинок, где звук Р в начале слова, вторая — для картинок, где звук Р – в середине, а в третью – звук Р в конце слова. Давайте мы им поможем. Развитие слогового анализа. Игра «Акробатическая пирамида». Логопед: - Аты-баты, аты-баты – выступают акробаты (демонстрируется картинка с акробатической пирамидой). Этот номер называется акробатическая пирамида. Логопед: - А мы с вами сейчас поможем зверятам – акробатам построить пирамиду, только она будет не совсем обычная, слоговая. Внизу 4 места, значит, здесь будут стоять звери, названия которых из 4х слогов (черепаха, обезьяна, антилопа, гиппопотам). Выше 3 места, значит здесь будут звери, названия которых из 3 слогов и т.д. (дикобраз, носорог, крокодил). Ещё выше 2 места (жираф, зебра ), 1 (рысь). (Дети стоят перед доской, подходят по очереди, выбирают и прикрепляют по одной картинке). Музыкальная физкультминутка «Антракт». ( дети стоят в кругу) Логопед: - А сейчас я объявляю антракт. ( дети под музыку выполняют комплекс логоритмической гимнастики). «Веселый цирк»
Развитие навыков словообразования. Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Логопед: - Представление продолжается. Когда фокусница на арену выходит, то разные чудеса происходят. Логопед: -Ребята, я буду показывать фокусы, а вы будете мне помогать, большие предметы в маленькие превращать: Раз, два, три, четыре, пять Начинаем превращать Дружно мы руками хлопнем - раз, два, три И ногами бойко топнем - раз, два, три По коробке постучим - раз, два, три Что в коробке поглядим! (карандаш - карандашик, паровоз – паровозик, груша-грушка, ракушка – ракушечка, крокодил – крокодильчик, корова – коровка, зебра – зеброчка и т.д .) Игра “Жонглеры” Номер с превращением слов и жонглированием мячей. Логопед: - -Сейчас на арену выйдет жонглер, и будет мячами жонглировать он. -Ребята, давайте поможем жонглеру, ведь жонглировать мячами очень трудно. Мы с вами, как настоящие жонглёры, будем бросать друг другу мяч. Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы возвращая мне мяч, заменяете первый звук в слове на звук [р]. Слова: Мак – рак, нога - , кот - , мука - , хобот - , забота - , танец - , мычать - , поза - , Тома - , пугать - . Автоматизация звука [р] в предложениях. Игра «Бывает, не бывает»: Логопед: На арену цирка выходит клоун. Как вы думаете, что делает клоун в цирке? (Ответ ребёнка). Клоун смешит в цирке детей, вот и вас он тоже хочет рассмешить. Послушай, правильно ли он говорит и исправьте, если нужно ошибки. – Прыжок совершил леопарда. – Сахар ест мартышку. – Коробка сидит в кобре. – Обруч прыгает через тигра. –Шары несут клоуна. – Шар надувает Рому. - Мяч играет с носорогом. - Торт несет жирафа. - Морковь грызёт кролика. - Лесенка идет по барсуку. - Рубашка стирает енота. (Ребенок исправляет деформированные предложения, выделяя в словах звук [р]). Составление предложений по сюжетным картинкам. Логопед: - Заключительный номер программы – дрессированные звери. Посмотрим, чему же научил зверей дрессировщик Роман. (Показ слайдов, составление предложений) - Что делает медведь? (Медведь крутит обруч.) - Чему научил Роман медведя? (Роман научил медведя крутить обруч.) - Что делает мартышка? (Мартышка идёт по канату.) - Чему научил Роман мартышку? (Роман научил мартышку ходить по канату.) - Где спрятался кролик? (Кролик спрятался в шляпе.) - Чему научил Роман кролика? (Роман научил кролика прятаться в шляпе.) - Что делает дикобраз? (Дикобраз взбирается по лесенке). - Чему научил Роман дикобраза? (Роман научил дикобраза взбираться по лесенке.) - Что делает тигр? (Тигр прыгает через обруч). - Чему научил Роман тигра? (Роман научил тигра прыгать через обруч.) - Что делает носорог? (Носорог бросает (крутит) мяч). - Чему научил Роман носорога? (Роман научил носорога бросать мяч). - На чем катается попугай? (Попугай катается на роликах). - Чему научил Роман попугая? (Роман научил попугая кататься на роликах.) Прощание с цирком. Логопед:- Представление окончено, Пора прощаться нам, Давайте все похлопаем Веселым циркачам. (Аплодисменты.) Логопед:- Ой, чуть не забыла! Внимание, смотрите! Самый главный фокус не пропустите! Шарики висели, Теперь они слетели. Девочки и мальчики Взяли в руки шарики, Улыбнулись: «И – и – и», Друг на друга поглядели И все разом полетели. (Звучит музыка и дети по кругу «летят» на шариках.) III. Заключительная часть. Итог занятия. Логопед: - Ну, вот мы и оказались в детском саду. Понравилось вам в цирке? Какими цирковыми артистами вы хотели бы стать? -Каких животных хотели бы дрессировать? (дети под музыку уходят из зала). - Какой звук помогал нам выступать с цирковыми артистами? - Молодцы, ребята. А теперь нам пора возвращаться в свою группу.
| |||||||||||||||||
Просмотров: 4560 | |
Всего комментариев: 0 | |