Главная » Статьи » Для коллег |
Практико – значимый проект на тему:
«Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса»
2016 г. Содержание:
Введение. Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений и от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. Теоретической базой данного проекта является принцип личностно ориентированного обучения, коррекция и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию ребенка с нарушениями речи, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителей. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно». Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель –логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Вопросами семейного воспитания детей с нарушенями речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводится повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важными предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее. Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие дети, родители, педагоги, специалисты ДОУ и учителя начальных классов. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг. Практическая значимость: заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями. Задачи:
компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
стендом «Уголок логопеда»; сайтом «Логоцветик».
ребёнку, общего подхода к воспитанию; подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.
Проблема: недостаточная теоретическая и практическая подготовленность родителей и педагогов в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях. Недостаточное взаимодействие между родителями, педагогами, специалистами и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе. Гипотеза: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника улучшится, если использовать инновационные формы работы с родителями и педагогами. Вид проекта: проект долгосрочный, творческий, познавательно-игровой, практико-ориентированный, коллективный. Участники проекта: Учитель – логопед, дети подготовительного дошкольного возраста, родители, специалисты, воспитатели. Срок реализации проекта: с сентября 2015 по май 2016 учебный год. Ожидаемые результаты:
Основная часть. Описание проекта: Работа по взаимодействию учителя-логопеда , педагогов, специалистов и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
2 этап — основной (практический).
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Критерии эффективности: - рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий. - согласованность действий педагогов и родителей; - соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта; - положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ. Заключение. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи не нова, но на сегодняшний момент она носит творческий характер, реализуемый через дифференцированный, инновационный подход. Каждая форма взаимодействия с родителями, педагогами, специалистами по своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и коллегами. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка и коррекции его речи. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, учителю-логопеду, правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь. Комплексное использование всех полученных данных дает нам возможность выстроить партнерские отношения с родителями, сделать их эффективными, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Так как, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Все родители постоянно имеют возможность знакомиться с полной информацией о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и коррекции детей на официальном сайте ДОУ и сайте учителя-логопеда «Логоцветик». Повысилось количество обращений за помощью к учителю-логопеду детского сада, родители более доверительно делятся своими проблемами, желая получить квалифицированную помощь. У родителей сформировалась адекватная оценка состояния речи ребенка, выработалась правильное отношение к особенностям речевой деятельности ребенка, сформировалась положительная мотивация к взаимодействию с педагогами, повысилась заинтересованность в коррекционных занятиях. Работа по плану реализации проекта продолжается, но на данном этапе реализации проекта мы можем говорить о расширении спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива. Родители имеют полную возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ: принимают участие в совместных досугах, выставках рисунков, минипроектах, конкурсах. Рост посещаемости мероприятий родителями значительно увеличился. Создалась атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Сотрудничество с начальной школой обуславливают открытость ДОУ, учителя с удовольствием посещают открытые занятия учителя-логопеда по развитию речи и обучению грамоте. Пособие «Звукобуквенный домик» нашло свое продолжение и в классах начальной школы. Такое взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса через разные виды деятельности значительно повысило уровень компетентности их в речевом развитии детей. У детей успешней проходит социальная адаптация в школе. (прил. 1) Таким образом, мы можем сказать, что отношения нашего дошкольного учреждения с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. И только так возможно добиться положительных результатов. Список литературы:
Приложение № 1 «Эффективность данных результатов»
Приложение № 2 Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.
Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Ваша информация поможет лучше узнать Вашего ребенка и подобрать наиболее удобные для Вас формы работы, проводить занятия с ребенком, учитывая круг его интересов. Фамилия, имя, отчество ребенка____________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Дата рождения ребенка___________________________________________________________ Домашний адрес, телефон_________________________________________________________ ФИО мамы, место работы, должность, № телефона____________________________________ ________________________________________________________________________________ ФИО папы, место работы, должность, № телефона_____________________________________ ________________________________________________________________________________ Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких родственников?________________ Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним? __________ Как часто Вы читаете ребёнку, запишите название его любимых книг _____________________ ________________________________________________________________________________ Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть______________________ ________________________________________________________________________________ В какие игры любит играть Ваш ребёнок? __________________________________________ ________________________________________________________________________________ Чем ребёнок больше всего любит заниматься?________________________________________ ________________________________________________________________________________ Какие трудности Вы замечаете в речи ребёнка? ______________________________________ ________________________________________________________________________________ Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка? _____________ Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения?_____________ ________________________________________________________________________________ (не замечает; замечает, но не переживает; переживает) Готовы ли Вы заниматься с ребенком дома по заданию учителя-логопеда? _______________ Какие особенности характера ребёнка, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (указать)?________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Как много времени ежедневно Вы можете уделить для занятия с ребенком? ____________ Какие темы Вы хотели бы обсудить с учителем-логопедом? ____________________________ ________________________________________________________________________________ Сообщите данные о ходе речевого развития ребёнка: - когда появилась лепетная речь?___________________________________________________ - когда появились первые слова?____________________________________________________ - когда появились простейшие фразы?_______________________________________________ - когда появилась развернутая речь?_________________________________________________ Какие кружки (секции) и в какое время посещает Ваш ребёнок? __________________ ________________________________________________________________________________ Ваши предложения и пожелания___________________________________________________ Спасибо! Приложение № 3 План проведения мероприятий в логопедических группах на 2015 – 2016 учебный год.
Учитель – логопед: Лучкина Л.С.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2613 | |
Всего комментариев: 0 | |