Главная » Статьи » Для коллег

Практико – значимый проект на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса»

Практико – значимый проект

на тему:

 

 

«Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса»

 

 

2016 г.

Содержание:

 

  1. Введение.

 

  1. Основная часть.

 

  1. Заключение.

 

  1. Список литературы.

 

  1. Приложения.

 

Введение.

      Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений и от образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети.

    Теоретической базой данного проекта является принцип личностно ориентированного обучения, коррекция и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию ребенка с нарушениями речи, но и профессиональное и личностное совершенствование педагога, родителей. Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Л.С. Выготский отмечал «в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно».  Вовлечение родителей в   педагогическую  деятельность, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель –логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Вопросами семейного воспитания детей с нарушенями речи занимались Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша, Л.Н. Ефименкова, Е.М. Мастюкова, В.И. Селиверстов, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы считают организацию правильного семейного воспитания таких детей одним из условий создания для них среды развития. Особое место в данном процессе отводится повышению психолого-педагогической культуры родителей. Важными предпосылками для повышения эффективности работы авторы называют формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционной работе и активное включение в нее.

Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о разработке практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие  дети,  родители, педагоги, специалисты ДОУ и учителя начальных классов.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг.
Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление и профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка таких детей к школьному обучению. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.                                                                  Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы российского дошкольного образования и существующими противоречиями между: ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием  возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся; необходимостью участия родителей в коррекционном  процессе и отсутствием инновационных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Практическая значимость:  заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Новизна материала: проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника с помощью инновационных технологий, которые можно использовать в домашних условиях.
Цель проекта: обеспечение взаимодействия учителя-логопеда с  участниками образовательного процесса через различные виды деятельности, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей  и успешной социализации  воспитанников школе.

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их

компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

  • заинтересовать родителей пользоваться информационно-методическим

стендом «Уголок логопеда»; сайтом «Логоцветик».

  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и

ребёнку, общего подхода к воспитанию; подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

  • помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей;
  • разъяснить и показать участникам педагогического процесса, в чем состоит логопедическая работа;

Проблема: недостаточная теоретическая и практическая подготовленность родителей и педагогов в проведении работы по автоматизации звуков, развитию связной речи в домашних условиях.  Недостаточное взаимодействие между родителями, педагогами, специалистами  и учителем-логопедом в коррекционно-развивающем процессе.

Гипотеза: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка дошкольника улучшится, если использовать инновационные формы работы с родителями и педагогами.
Объект: формирование инновационного содержания и форм работы ДОУ и семьи.
Предмет: инновационный режим психолого-педагогической деятельности .

Вид проекта: проект долгосрочный, творческий, познавательно-игровой, практико-ориентированный, коллективный.

Участники проекта: Учитель – логопед, дети подготовительного дошкольного возраста, родители, специалисты, воспитатели.

Срок реализации проекта: с сентября 2015  по май 2016  учебный год.

Ожидаемые результаты:    

  • Активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
  • Самостоятельное использование материалов с информационно-методического стенда «Уголок логопеда», с сайта «Логоцветик».
  • Выявление путем анкетирования родителей повышения педагогической компетентности  в вопросах речевого развития ребенка.
  • Формирование  мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ, а также  участию в образовательном процессе МДОУ;

 

Основная часть.

Описание проекта:  Работа по взаимодействию учителя-логопеда , педагогов, специалистов  и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:

  • Собрать и изучить информацию по заданной теме проекта.
  • Обсудить возможные мероприятия проекта с его участниками. (прил. 3)
  • Подобрать подходящий к теме проекта диагностический инструментарий, провести диагностику детей.
  • Опросить родителей о приемлемых формах их участия в проекте (через анкетирование). (прил. 2)
  • Разработать комплексно-тематический план проекта.
  • Создать предметно-развивающую среду.
  • Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетенции в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  • Выработать единые требования, предъявляемые  к родителям и ребенку, в вопросах речевого развития, заключить дополнительные договоры.

Месяц

Вид деятельности

Ответствен-ный

Сентябрь-

октябрь

  1. Ознакомительная работа с родителями

(индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания, анкетирование)

  • Перспективное планирование работы с детьми,

воспитателями,  специалистами, родителями на учебный  год (составление перспективного плана коррекционной работы)

  • Обсуждение результатов логопедического

обследования с воспитателями и специалистами.  

  • Рекомендации воспитателям  по проведению

артикуляционной, пальчиковой  и дыхательной гимнастики с детьми, создание единой среды.

  • Индивидуальная беседа с инструктором по  физ. 

культуре о использовании дыхательной гимнастики на занятиях.  

  • Беседа с муз.руководителем по адаптированию

логопедического речевого материала к утренникам.

  • Совместное изучение анамнеза детей с

мед.работником.

  • Совместная выставка рисунков родителей с детьми  «Моя веселая ладошка».

Учитель-логопед

Мед.работник

 

2 этап — основной (практический).
Задача:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей  и педагогов по вопросам речевого развития дошкольников.

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Октябрь

  • Родительское собрание «Содержание

логопедической работы с детьми имеющими нарушения речи». (Беседа по результатам обследования; характеристика речи детей; ознакомление родителей с планом работы на год; взаимодействие специалистов ДОУ в реализации содержания коррекционно – развивающего обучения; методика проведения артикуляционной гимнастики; рекомендации педагога - психолога и учителя-логопеда родителям; обсуждение организационных моментов и т. д.)

  • Проведение мастер-класса для родителей

«Традиционные и нетрадиционные артикуляционные  упражнения»

  • Рекомендации воспитателям логогруппы по

организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);

  • Методика проведения артикуляционной

гимнастики.  Знакомство воспитателей с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

  • Индивидуальная беседа с педагогом-

психологом о психолого-педагогических особенностях детей логогруппы. Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников.

  • Беседа с музыкальным руководителем о

развитии речевого дыхания у детей.

  • Участие в подготовке сценки «Грибок –

Теремок» к   празднику Осени  (её отработка с детьми), присутствие на репетициях (роль «Осени» на празднике).

  • Мастер – класс для педагогов и

специалистов ДОУ «Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ».

Зам. зав. по ВиМР

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Ноябрь

  • Проведение ежедневных бесед по обмену

информацией о результатах проведенных занятий, рекомендации по работе с «Тетрадью взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей».

  • Ознакомление воспитателей логогруппы с

некоторыми приёмами постановки звуков у детей.

  • Беседа с преподавателем по ИЗО о

необходимости правильной посадки детей и о владении карандашом на занятиях по изодеятельности.

  • Посещение музеев ДОУ «Тряпичная кукла»,

«Чудо дерево».

  • Использование музыкального материала на

логопедических досугах.

  • Проведение  открытого досуга  для

родителей и педагогов «День игрушки» с элементами логоритмики.

Заведующая

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

 

Воспитатель

Декабрь

  • Рекомендации воспитателям логогруппы по

проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР, и необходимости контроля  за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов.

  • Помощь музыкальному руководителю в

Подготовке детей к Новогоднему празднику. (Сказка «Двенадцать месяцев»), участие в утреннике (роль Снегурочки).

  • Проведение конкурса чтецов «Зимушка

хрустальная».

  • Показ театра силами творческой группы

ДОУ для воспитанников.

 

Учитель-логопед

Воспитатель

Заведующий

 

Музыкальный руководитель

 

Январь

  • Консультация для   родителей

   «Рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук».

  • Мастер-класс «Формирование навыков

звукового анализа».

  • Взаимопосещение открытых занятий

педагогов ДОУ.

  • Показ открытого занятия по обучению

грамоте учителям начальной школы с использованием авторского пособия «Звукобуквенный домик».

Учитель-логопед

воспитатель

Февраль

  • Родительское собрание, подведение итогов

работы за первое полугодие, анализ трудностей;

  • Консультация для педагогов «Игры для

формирования фонематического слуха у детей с ОВЗ».

  • Беседа с музыкальным руководителем

 об особенностях развития просодической и темпо-ритмической сторон речи у воспитанников логогруппы.

  • Проведение открытого  досуга  

«Цирк» для родителей и педагогов.

  • Взаимодействие в работе учителя-

логопеда, медработника и воспитателей по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с нарушениями речи.

  • Участие в творческой группе ДОУ.

Педагог –психолог

Учитель-логопед

Преподаватель ИЗО

Заведующий

 

Музыкальный руководитель

 

Март

  • Рекомендации преподавателю по

ИЗО по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках во время занятий изодеятельностью.

  • Помощь музыкальному руководителю в

подготовке детей к Весеннему празднику. (сказка «Гуси – лебеди»)

  • Рекомендации воспитателям логогруппы

по проведению работы над развитием связной речи детей.

  • Проведение мероприятия  «Книжкина

неделя», выставка любимых книг детей, рисунков.

Учитель-логопед

Воспитатель

Преподаватель по ИЗО

Апрель

  • Рекомендации воспитателям по выработке

у детей контроля за  правильным звукопроизношением.

  • Индивидуальная беседа с педагогом-

психологом о формировании наглядно-действенного и образного мышления у детей с нарушениями речи.

  • Обследование и подготовка детей к ПМПК.
  • Проведение конкурса чтецов «Весна».
  • Выступление с докладом на семинаре 

«Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности».

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Воспитатели 

Музыкальный руководитель

Зам зав по Вимр

 

3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:

  • Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями и педагогами по вопросам речевого развития детей.
  • Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

Месяц

Вид деятельности

Ответственный

Апрель

  • Обследование детей, проведение ПМПК
  • Консультация для родителей

«Подготовка к школе детей с нарушениями речи». (психологическая готовность ребенка к школе;  предупреждение дисграфии и дислексии у детей с речевыми нарушениями; формирование графических навыков и умений –эффективная подготовка руки ребенка к письму.)

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Заведующий

 Май

  • Круглый стол для родителей и

воспитателей по результатам проделанной работы за учебный год. (отчет учителя-логопеда по коррекционной работе с детьми, результаты обследования детей на конец учебного года; тест для родителей «Как вы оцениваете коррекционно-педагогическую деятельность ДОУ»; рекомендации для родителей  и воспитателей по работе с детьми на летний период).

  • Индивидуальная беседа с

 инструктором по физической культуре о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

  • Итоговое мероприятие «Остров

сокровищ»

Учитель-логопед

Воспитатели

 

Заведующий

Педагог-психолог

Музыкальный руководитель

Зам зав по ВиМР

Родители

Ежемесячно

  • Работа с сайтом «Логоцветик», сайтом

ДОУ (размещение информации для родителей и коллег, консультаций,  фото и видеоотчетов, сценариев, конспектов занятий и др.)

Учитель-логопед

Еженедельно

  • Ведение тетради взаимодействия

учителя -логопеда и воспитателя.

  • Ведение индивидуальных тетрадей

детей по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических средств языка и  т. д. 

  • Оформление информационных

стендов, папок передвижек, логопедического уголка.

Учитель-логопед

Воспитатели

 

 

Критерии эффективности:

- рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий.

- согласованность действий педагогов и родителей;

- соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта;

- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.

Заключение.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи не нова, но на сегодняшний момент она носит творческий  характер,  реализуемый через дифференцированный, инновационный подход.

Каждая форма взаимодействия с родителями, педагогами, специалистами по своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный результат – это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и коллегами.

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка и коррекции его речи.

Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, учителю-логопеду,  правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.

Комплексное использование всех полученных данных дает нам возможность выстроить партнерские отношения с родителями, сделать их эффективными, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Так как,  можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Все родители постоянно имеют возможность знакомиться с полной информацией о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и коррекции детей на официальном сайте ДОУ и сайте учителя-логопеда «Логоцветик».

Повысилось количество обращений за помощью к учителю-логопеду детского сада, родители более доверительно делятся своими проблемами, желая получить квалифицированную помощь.  У родителей сформировалась адекватная оценка состояния речи ребенка, выработалась правильное отношение к особенностям речевой деятельности ребенка, сформировалась положительная мотивация к взаимодействию с педагогами, повысилась заинтересованность в коррекционных занятиях.

Работа по плану реализации проекта продолжается, но на данном этапе реализации проекта мы можем говорить о расширении спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива. Родители имеют полную возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:

принимают участие в совместных досугах, выставках рисунков, минипроектах, конкурсах. Рост посещаемости мероприятий родителями  значительно увеличился. Создалась атмосфера взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержки.

Сотрудничество с начальной  школой обуславливают открытость ДОУ, учителя с удовольствием посещают открытые занятия учителя-логопеда по развитию речи и обучению грамоте. Пособие «Звукобуквенный домик» нашло свое продолжение и в классах начальной школы.

Такое взаимодействие учителя-логопеда с участниками образовательного процесса через разные  виды деятельности значительно повысило уровень компетентности их в речевом развитии детей. У детей успешней проходит социальная адаптация в школе. (прил. 1)

Таким образом, мы можем сказать, что отношения нашего дошкольного учреждения с семьей основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу. И только так возможно добиться положительных результатов.
 

Список литературы:

  1. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
  3. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на ;логопедических занятиях». М. 2007.
  4. Романович О.А. Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи.// Логопед, 2009, № 3. С. 86 – 89.
  5. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  6. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.
  7. Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.

Приложение №  1   «Эффективность данных результатов»

Участники педагогического процесса

Эффективность результатов

Дети с нарушениями речи

Положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

Родители воспитанников

Положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

Педагоги и специалисты ДОУ

Положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
качественно организованная система повышения квалификации;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов.

ДОУ

Благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

Школа

Успешная социальная адаптация выпускников  в школе, профилактика дисграфии и дислексии.

Приложение №  2  Анкета для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.

 

Уважаемые родители! Заполните, пожалуйста, эту анкету. Ваша информация поможет лучше узнать Вашего ребенка и подобрать наиболее удобные  для Вас формы работы, проводить занятия с ребенком, учитывая круг его интересов.

Фамилия, имя, отчество ребенка____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Дата рождения ребенка___________________________________________________________

Домашний адрес, телефон_________________________________________________________

ФИО мамы, место работы, должность, № телефона____________________________________

________________________________________________________________________________

ФИО папы, место работы, должность, № телефона_____________________________________

________________________________________________________________________________

Имеются ли речевые нарушения у родителей или близких родственников?________________

Кто из членов семьи больше внимания уделяет ребёнку, чаще занимается с ним? __________

Как часто Вы читаете ребёнку, запишите название его любимых книг _____________________

________________________________________________________________________________

Перечислите названия стихов, которые Ваш ребёнок знает наизусть______________________

________________________________________________________________________________

В какие игры любит играть Ваш ребёнок? __________________________________________

________________________________________________________________________________

Чем ребёнок больше всего любит заниматься?________________________________________

________________________________________________________________________________

Какие трудности Вы замечаете в речи ребёнка? ______________________________________

________________________________________________________________________________

Испытываете ли Вы беспокойство по поводу состояния речи Вашего ребёнка? _____________

 Испытывает ли Ваш ребёнок беспокойство из-за своего речевого нарушения?_____________

________________________________________________________________________________

                        (не замечает; замечает, но не переживает; переживает)

 Готовы ли Вы заниматься с ребенком дома по заданию учителя-логопеда? _______________

 Какие особенности характера ребёнка, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (указать)?________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

  Как много времени ежедневно  Вы можете уделить для  занятия с ребенком? ____________

 Какие темы  Вы хотели бы обсудить с учителем-логопедом? ____________________________

________________________________________________________________________________

 Сообщите данные о ходе речевого развития ребёнка:

- когда появилась лепетная речь?___________________________________________________

- когда появились первые слова?____________________________________________________

- когда появились простейшие фразы?_______________________________________________

- когда появилась развернутая речь?_________________________________________________

  Какие кружки (секции) и в какое время посещает Ваш ребёнок? __________________

       ________________________________________________________________________________

Ваши предложения и пожелания___________________________________________________

                                                                                    Спасибо!

Приложение № 3 План проведения    мероприятий в логопедических группах    на 2015 – 2016 учебный год.

Месяц

Подготовительные  группы: «Улыбка», «Дружные ребята»

Сентябрь

  • «Моя веселая ладошка»
  • Выставка рисунков, поделок  ладошек

Октябрь

  • Театральное представление «Грибок - теремок»

Ноябрь

  • Досуг «Моя любимая игрушка»
  • Выставка игрушек  и рисунков «Моя любимая игрушка»
  • Показ презентации «История игрушки»

Декабрь

  • Новогодний праздник «Двенадцать месяцев»
  • Конкурс чтецов «Белоснежная зима»
  • Презентация «Белоснежная зима»

Январь

 

Февраль

  • Досуг «Цирк»

Март

  • Книжкина неделя
  • Весенний праздник  «Гуси – лебеди»

Апрель

  • Конкурс чтецов «Весна»
  • Презентация «Весна»

Май

  • Итоговое мероприятие  «Остров сокровищ»

                                                                                                                                                                                                    

                                                                              Учитель – логопед: Лучкина Л.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Для коллег | Добавил: Lubasha (19.08.2016)
Просмотров: 2613 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar